На каком историческом фундаменте основана традиция наряжать ёлку?
На первый взгляд, это простой вопрос. А когда начинаешь задумываться над поиском ответа на него, то открывается историческая бездна! Столь глубока эта тема!
Итак, откуда появилась традиция наряжать ёлку в Новый год?
На фотографии праздничная ёлка, установленная в центре города Мурманска.
Многим людям, наверное, кажется, что эта традиция была всегда. Однако, известно, что празднование Нового Года было введено в ритуал царём Петром I лишь в 1700 году, 1 января. До этого в России вообще не отмечалсяНовый Год, а отмечалось НОВОЛЕТИЕ, и отмечалось оно ежегодно 1 сентября.
По ходу этих раздумий у меня лично возник закономерный вопрос: зачем российскому царю понадобились такая реформа?
Известно, что в 1699 году совместно со священниками он сначала реформировал славянский календарь, сократив его на 5508 лет, а затем перенёс дату начала славянского круголета с 1 сентября на 1 января.
Зачем??? Из каких побуждений?
На этот вопрос я нашёл ответ. Он весьма любопытный. Я изложил его в отдельной статье “СЕРЬЁЗНЫЙ РАЗГОВОР ПРО РОЖДЕСТВЕНСКУЮ ЁЛКУ, ДЕДА МОРОЗА И НОВЫЙ ГОД…”
А здесь и сейчас мне хочется раскрыть параллельную тему, а именно: узнать самому и поделиться с читателями результатом поиска ответа на вопрос: на каком историческом фундаменте основана традиция наряжать ёлку?
Первое, что приходит мне на ум: жители южных широт придумать такую традицию никак не могли! Если ключевые слова новогоднего праздника: мороз, снег, ёлка, …олень — то ясно одно: такая традиция могла появиться только на Севере, там где зимой холодно и лежит снег.
Второе, что приходит на ум — это вопрос: а почему в качестве “ритуального дерева” для празднества была избрана ель (в простонародии — ёлка).
Вот что я нашёл на одном из сайтов в Интернете, который выполняет в настоящее время функцию “Коллективного Разума”:
“Традиция наряжать ёлку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и тёмные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племён ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание…” Источник.
Очень замечательно всё подмечено и очень многое этот рассказ объясняет!
Ель действительно можно по праву считать символом жизни, потому что это одно из немногих деревьев, не впадающих в зимнюю спячку даже в лютые морозы!
Из-за особого химического состава древесных соков ели, процессы метаболизма протекают в её стволе и ветвях даже при очень низких температурах.
Вот, оказывается, откуда у древних людей было понимание и представление, что “на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников”!
Тогда понятно, почему германские племена, будучи язычниками по вере, имели традицию украшать ели игрушками и подарками!!!
Справка: славянский термин «язычество» происходит от церковно-славянского «ıảзы́къ», то есть «народ», «племя». Соответственно «языческая вера» — это исконно народная вера.
Так ведь и славяне были изначально язычниками по вере, как и германские племена. Значит и на Русском Севере была когда-то такая же языческая традиция украшать живые ели возле своих домов!
Была традиция украшать живые ели, с живым духом внутри! А не мёртвые, срубленные, погубленные!
А во что превратилась эта традиция с течением времени?
Почему в России, что не символ, что ни ритуал, то обязательно “поклонение мощам”???
Люди, ау! Одумайтесь, что вы творите из года в год?
Нужна вам ёлка как символ Нового года — так покупайте в качестве символа искусственную ёлку! Не губите ради одного дня то, что имеет срок жизни 300… 400, а то и 600 лет! К тому же пластмассовый символ ёлки не несёт в себе энергетику смерти!
Против обычая украшать в домах срубленные хвойные деревья в конце ХIХ века выступал и мой тёзка Антон Павлович Чехов, выразивший в пьесе “Дядя Ваня” (1898 год) следующие свои мысли: “Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее”. “Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи…”
И вот со времени написания этих слов прошло уже 118 лет, а ничего не поменялось!
Деревянные кресты для убиенных людьми ёлок, как это символично!!! Особенно в канун празднования Рождества!
В этом 2016 году моему родному городу Мурманску, который является столицей российского Заполярья, исполняется 100 лет!
Как было бы здорово, если бы в самом центре города на площади Пяти углов росла бы живая 100-летняя ёлка! Это если бы её посадили 100 лет назад, когда закладывали основание города.
При бережном уходе за этой ёлкой она жила бы этак лет 500-600, а может и больше!
Вот это была бы самая правильная традиция!
Вот её бы жители Мурманска и украшали бы всем городом! И хороводы бы вокруг неё водили в Новогоднюю ночь!
Это был бы истинно русский, славянский праздник!
Ну и в связи с этим у меня вопрос: а что мешает нашим городским и областным властям уже в этом году посадить прямо в центре города (и не только Мурманска!) настоящую живую ёлку? И потом ухаживать за ней, и украшать её ежегодно в канун празднования Нового года?
Мне кажется, эту идею совершенно несложно осуществить, и она может стать хорошей российской традицией!
3 января 2016 г. Мурманск. Антон Благин