Россия. Тренды недели. Приморские тезисы
Восточный экономический форум, если говорить о нем с точки зрения участия президента РФ Владимира Путина, оставил двоякое впечатление. Пленарная дискуссия, которую модерировал известный тележурналист Сергей Брилев, оказалась насыщенной в части внутренних и внешних смыслов, высказанных Путиным. Прямое и заочное присутствие первых лиц Монголии, Казахстана, Китайской народной республики, Индии и Таиланда показали всему миру конкретных бенефициаров, на которых рассчитывает Кремль в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В тоже время, не совсем взлетело совещание Владимира Путина с модераторами основных площадок. По логике, здесь должен был получиться доверительный разговор по поводу развития отдельных отраслей. На деле вышло полноценное совещание с членами правительства РФ, раздачей указаний и заслушиванием объяснений по ряду нерешенных вопросов. Конечно, сложно требовать от глав регионов и представителей крупного бизнеса и федеральных министерств ведение содержательной дискуссии, но как-то хотелось чуть большей искренности в озвучивании тех или иных проблем и вызовов, которые волнуют участников разных отраслей.
Если возвращаться к пленарке, то важно отметить отсутствие каких-либо новых программ и проектов для Дальнего Востока, которые бы имели горизонт реализации в несколько лет и коренным образом меняли бы весь экономический уклад федерального округа. Путин лишь напомнил об идее, высказанной премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным об особом экономическом статусе Курильских островов, и похвалил некоторые регионы, которые в последние годы стабильно входят в топ-30 субъектов РФ с лучшим инвестиционным климатом. Стоит отметить одну деталь, что предыдущие форумы были полны планов и предложений, а теперь настало время подвести предварительные итоги и выдать первые поздравления.
Если предыдущий тренд можно назвать «время собирать камни», то пассаж Путина по поводу создания дальневосточного центра для производства «зеленого водорода» это и прожект на будущее и охота за двумя зайцами, причем охота успешная. Поскольку одновременно виден реверанс в сторону Европейского Союза, ратующего за использование чистого водорода и прямое приглашение Пекина и Токио к танцу – Путин так и сказал «проанализировать участие наших партнеров, прежде всего из Японии и Китая». Как бы ни складывались переговоры между Москвой и Токио в части заключения мирного договора, тема экономического сотрудничества была, есть и будет.
Про Японию – отдельный разговор. Токио не почтило своим личным присутствием, не прислало видеоприветствия. В принципе, такое поведение можно и нужно рассматривать как своего рода демарш в ответ на особую экономическую зону РФ на Курильских островах. Но, к чести Путина, надо отметить, что Кремль решил не заниматься эскалацией обид, а честно еще раз обозначил подходы и к мирному договору и к территориальному статуса островов Курильской гряды. Президент РФ прямо заметил, что японской стороне стоит подумать об обеспечении безопасности восточных рубежей России и задокументировать обещание не допускать присутствие американских военно-морских и ракетных соединений на своей территории.