США и Китай нагнетают битву за Тайвань
Тем временем, Китай продолжает играть в давление на Тайване, организуя массовые заходы своей боевой авиации в тайваньское воздушное пространство. В мире это уже третья “военная тревога” последних недель. Две другие наблюдаются в Закавказье (силовое давление Ирана на Азербайджан и ответные действия Турции) и на Балканах (конфликт на севере Косово).
Однако, в случае с Тайванем все гораздо взрывоопаснее. В августе этого года, после крайне неудачного ухода из Афганистана президент Байден публично обозначил пояс безопасности США в мире. То есть тех, за кого Америка готова воевать. В их число вошли члены НАТО, Япония, Южная Корея и Тайвань.
То есть США демонстративно подтвердили военные гарантии части китайской территории. Разумеется, Китай с этим категорически не согласился и сейчас активно пробует на зуб американскую готовность защищать Тайвань.
В отличие от Косово и ирано-азербайджанских пикировок, обострение на тайваньском направлении несет риск лобового столкновения двух ядерных держав. Причем как для США, так и для Китая отступление в вопросе Тайваня несет колоссальные риски потери лица.
Если Соединенные Штаты сдадут Тайвань после всех публичных заявлений американского политического руководства, то начнет колебаться вся система выстроенных Вашингтоном военно-политических союзов: от новорожденного АУКУС до НАТО, а также двусторонние блоки с Японией и Южной Кореей.
В 1960-е годы даже само предположение, что США могут в случае военного конфликта в Европе отказаться от применения ядерного оружия в начальной фазе конфликта (результат перехода от доктрины “массированного возмездия” к “гибкому реагированию”) вызвало сильный кризис доверия в НАТО. А тут речь будет идти не о предположении, а о прямой сдаче союзника.
Но и Китай отказаться от Тайваня не может, потому что воссоединение страны – это принципиальная, идеологическая часть китайской политики. Гонконг и Макао уже вернулись в родную гавань, теперь на очереди Тайвань.
Причем статус-кво (де-факто независимый, но юридически китайский Тайвань) Китай тоже уже не устраивает. Потому что Вашингтон приступил к практическому сдерживанию Пекина, а китайский контроль над Тайванем позволяет прорвать его в центральной части. Если в линии Южная Корея – Япония – Тайвань – Филиппины – Сингапур появится брешь, стратегические позиции Китая явно улучшатся.
Но и это еще не все. В условиях второй холодной войны, когда экономическое и технологическое преимущество на стороне США и их союзников, Китаю крайне необходимы дополнительные ресурсы. А Тайвань – это золотовалютные резервы (6-е в мире, более 0,5 трл. долларов) и сильная экономика (один рынок полупроводников чего стоит).
Так что битва за Тайвань может начаться серьезная и обе стороны – США и Китай – настроены решительно. По сравнению с этим Балканы, Ближний Восток и Закавказье находятся явно на втором плане.