Обрушение Афганистана
Первые последствия обрушения «потёмкинского государства» Афганистан
Славная история Российской Империи знает крылатое выражение – «потёмкинская деревня». Какой-то американский блогер оценил происходящее в Афганистане термином «потёмкинское государство», рассуждая о том, сколько в него было вложено. Рассказывается, что только в армию 88 миллиардов долларов за 20 лет, а в страну триллионы.
Дело в том, что помощь Афганистану – огромный механизм распила бюджетных денег США. Подготовка, численность, обучение и снаряжение афганской армии существовали исключительно на бумаге. Более того, так как эта система действовала давно, то новые отчёты составлялись с учётом старых. Много лет громоздилась ложь на ложь. Появлялись резервисты армии, которых в случае чего якобы можно призвать из запаса. Существовали на бумаге призывники и контрактники – профессиональные военные.
Частью разворовываемых бюджетов, ясное дело, делились с местными чиновниками. Какие-то подразделения даже можно было увидеть. Львиная же доля денег просто разворовывалась. Пока в Афганистане была американская армия и ЧВК, как-то ситуация в стране держалась под контролем. С того момента, как ВС США решили уйти, всё сложилось как карточный домик.
Многие эвакуацию американских дипломатов из Кабула любят сравнивать с подобным событием во вьетнамском Сайгоне.
Марионеточное государство в Южном Вьетнаме рухнуло за 55 дней, но после того как американцы ушли. Вьетконговцы подготовили операцию и провели фронтовые сражения. В общем была война двух армий. Бои носили достаточно кровопролитный характер, по итогу которых северяне победили.
В Афганистане прошло 37 дней с объявления Байдена о выводе войск и всё закончилось. При этом мировая сверхдержава просила талибов не спешить входить в Кабул, чтобы успеть эвакуироваться.
Мир наблюдал поучительное зрелище для многих проамериканских российских, белорусских и украинских грантоедов. Все СМИ заполнили кадры, как тысячи афганцев, сотрудничавших с американской армией, представители «афганского гражданского общества», скребутся об стенку кабульского аэропорта, с надеждой, что если их хоть не возьмут с собой, то может защитят. Правда американцы чётко сказали, что когда закончится эвакуация посольства и небольшого количества наиболее приближённых афганцев, на этом всё для них в Афганистане и подойдёт к завршению.
Тем более, что талибы пообещали никому не мстить. Перефразируя Аль Капоне логика пуштунов проста: «кто мы, чтобы прощать? Аллах простит. А наша задача как можно быстрее организовать с Ним встречу». Надо сказать, что многие, помогавшие американцам оккупировать 20 лет Афганистан, уже встретились. При этом мировые СМИ не спешат это особо показывать.
Талибы же представляют, что есть где-то такая заморская сила, как США. Америка может и великая снова, как говаривал Трамп, но Аллах то велик всегда. Поэтому с оккупантами они даже и не захотели вступать в переговоры и им просто отдали власть. Более того, они умудрились при передаче власти сохранить какую-то легитимность. Западный мир её оспаривает, но ряд посольств, в том числе российское, остались.
Те страны, которые с талибами ранее вели переговоры (Россия, Китай, Пакистан и др.), оставляют свои дип миссии, которые вряд ли будут подвергаться нападениям. Происходить это будет потому, что для талибов будет важным показать некое строительство государства.
Уже прошло много лет с прежнего прихода Талибана, когда им ничего не надо было. «Мы здесь власть» и всё такое. Теперь они понимают, что существует и дипломатия и внешние отношения . Поэтому как-то они их будут выстраивать. Талибы пообещали, что нормы дипломатии будут теперь соблюдать.
В прошлом приходе талибов к власти, де-юре властью считался Северный альянс и какие-то люди в эмиграции. В мире никто режим Талибана не признавал. Сейчас же они чётко настроены на то, чтобы их признали как центральную власть, тем более, что вся страна находится под их контролем.
Многие считали, что регионы, где не проживают этнические пуштуны, будут держаться. Таджики с узбеками попробовали в Мазари-Шарифе создать что-то вроде Северного альянса. В пятницу 13-го полевые командиры собрались в четвёртом по величине городе Афганистана и рассказывали, что создадут там ополчение. А в субботу бежали, завидев приближение талибов. Никто не хочет воевать за силы, противостоящие Талибану. Потому что возглавляют их коррупционеры, воры, двуличные люди.
Почему был расчёт, что сопротивление будет на территориях проживания этнических меньшинств? Дело в том, что талибская концепция не предполагает равенство различных наций и племён.
Более того, несмотря на россказни многих экспертов, талибы не живут по законам Шариата, они устанавливают законодательство Пуштунвалай. Это очень важный для них документ. Если описать его двумя словами, то это призыв к заместителю министра транспорта Украины Мустафе Найему убраться со своей должности. Или, другими словами, – Кодекс чести. Если бы замминистра им пользовался, то не был бы так мерзок миллионам украинцев.
Согласно Пуштунвалай представители других вероисповеданий могут жить на территории пуштунов и быть под их защитой. Кодекс чести предполагает, что нападение на находящихся под их защитой народов – это нападение на всех талибов. Одновременно этнические меньшинства должны признавать и статус гостей – они живут до тех пор, пока признают, что проживают на территории пуштунов.
Многих удивляло при предыдущем пришествии талибов, что в Афганистане шла полным ходом гражданская война. Где-то были территории под контролем талибов, где-то стояли войска Северного альянса, а афганские дальнобойщики через территорию, контролируемую пуштунами, проходили свободно. Пуштунвалай говорит, что торговцев, проходящих через их территории, следует обеспечить охраной, при этом за символическую плату. Торговые караваны могут состоять из пуштунов или нет, в любом случае через талибскую территорию проходить можно спокойно.
Всё равно можно прогнозировать, что рано или поздно у этнических меньшинств в Афганистане будут проблемы. Но, на данный момент талибы удерживают все пограничные переходы, даже там, где живут хазарейцы на границе с Ираном. Таким образом, все потенциальные очаги недовольства меньшинств являются анклавами. При желании их легко можно окружить и подавить.
Давайте вернёмся к тому вопросу, что Афганистан, построенный США, – это всё было «потёмкинское государство», состоявшее из одних декораций. Байден говорил с серьёзным лицом, что численность войск пуштунов – 75 000. Правительственные войска оценивались американцами в размере больше 300 000.
При этом войска марионеточного правительства на бумаге были лучше подготовлены, ведь в стране стоял контингент НАТО. Талибам же помогал только Пакистан и некоторые радикальные пуштунские организации, расположенные в зоне племён со стороны Пакистана.
Афганистан – очень большая страна. Даже если бы талибов было 100 или 150 тысяч, одновременно атаковать и захватывать такие территории стало возможным только потому, что им никто не сопротивлялся. Или практически никто не хотел воевать – офицеры деньги поделили, а чего же тогда умирать?
Те геополитики, которые выстраивают концепции за морские державы, возводят США к Карфагену. История знает, что, по отношению к союзникам или наёмникам, Рим в сравнении с Карфагеном – образец благородства. Так и для американцев все их союзники – расходный материал.
Просто прошло много лет и все забыли про Вьетнам и другие случаи на всех континентах, когда американцы говорили: «ну не получилось, ладно, мы уходим, а вы тут сражайтесь».
Тем более, что США не понесли какого-то ущерба в военном плане. Даже скорее создали проблемы своим геополитическим противникам. Должен был как-то реагировать Китай и первым вступил в переговоры с талибами. Правда, они касались эксплуатации недр Афганистана. Россия, которая должна гарантировать безопасность странам ОДКБ, переговорила с пуштунами. Разговаривали с ними Иран и Пакистан.
В этом регионе создано геополитическое напряжение, а США из него выходят. Право расхлёбывать все возникшие проблемы предоставляя другим.
Моральный фактор от бегства США из Афгана никто не исключал. Например, саудиты легко себе представляют, как их могут так кинуть. Израиль имеет возможность задуматься, насколько надёжный для них союзник США. Удивились грантоеды в Украине.
Ну а тем временем, пока весь мир рассматривает видео с талибами, весело прыгающими на батуте в Кабуле, чиновники в США стали грозить новой власти Афганистана… санкциями. Пуштуны американцев выслушали и наплевали на эти угрозы. В самом деле, о каких санкциях речь? Запретят рейсы Кабул – Нью Йорк? Лидерам Талибана не дадут визу в США, заблокируют счета в американских банках? Дело в том, что нет никаких механизмов воздействия на пуштунских воинов.
Тем более, есть не последовательность. Последнюю глупость американцы уже совершили, когда в последний момент попытались бомбить талибов. И тут либо США уходят, либо вписываются за вскормленную ими же правительственную армию. Всем было понятно, что, если бы янки хотели остановить талибов, то массированные атаки с воздуха по базам, дорогам, складам резко бы сократили подвижность пуштунов. Упала бы возможность быстро перебрасывать силы с одного направления на другое. Более того, это мир уже видел – таким образом Россия обездвижила «антиассадовских» боевиков.
Лидер республиканского меньшинства в Сенате требовал нанести удары по Талибам, но американцы отбомбились без желания. А ведь штатовцы могли ещё и ввести в бой ЧВК и этим очень конкретно попортить кровь талибам. Бомбить прицельно американцам не позволяет то, что их плановое отступление плавно перетекло в беспорядочное бегство.
Чтобы понять, почему же в бой с талибами не вступили войска марионеточного афганского правительства, давайте вспомним войну 8.08.08 в Грузии. Тогда на третий день из Афганистана прибыло 1700 грузинских солдат. Прибывшее подкрепление отказалось идти в контрнаступление. Они прикинули ситуацию и не стали воевать с русскими. 1500 уголовных дел возбудили по факту отказа исполнять приказ. Вот так обучали воинов в Афганистане.
Скептики задумаются, может мы зря ругаем США за афганскую военную кампанию? Может двух триллионов долларов не хватило, чтобы создать в Афганистане демократическое государство? Глупо это утверждать, так как государство, в которое вложено столько денег, явно не должно было рухнуть за какие-то несколько дней.
Возник ещё один очень интересный момент. Сохранится ли огромный наркотрафик? Есть целый ряд маршрутов, например, киргизский или американский на базу в Косово. Из Афганистана идёт больше половины всех опиатов на мировой рынок наркотиков. Что будет дальше? Уничтожат ли Талибы маковые поля или начнут на них зарабатывать? Это интересный момент. По идее в их прежний приход к власти они запретили наркотический промысел.
Умные люди уже понимают, что Европу ждёт новая волна мигрантов из Афганистана. Поступают сведения, что Германия, например, не высылает домой афганцев, совершивших преступления на территории Европы. Очень зря. Надо было немецкому правительству наоборот, сообщить, что всех афганских преступников отправят на суд пуштунам.
Такой себе мультикультурализм – не хочешь интегрироваться в немецкое общество, интегрируйся в талибское правосудие. Предлагаем европейцам создать наблюдательные советы, при пуштунских судах. В Украине есть, упомянутый выше, Мустафа Найем, у которого есть опыт работы в набсоветах. Последний абзац – конечно шутка. Но так хотелось бы посмотреть на то, как-бы справился на исторической Родине легендарный на постсоветском пространстве афганский «соросёнок», реализуя полученный у славян опыт.
Максим Середа, расшифровал и дополнил мысли Дмитрия Джангирова.