Выдержит ли Турция набранный темп?
Когда коллеги пишут о том, что Турция развалится сама и все ее усилия по продвижению национальные интересов сгинут без следа, я вспоминаю Украину и прогнозы об ее стремительном развале. Не уверен, что в 21 веке страны валятся так единомоментно – бух и голодные тени бредут по обесточенным улицам. Сейчас научились консервировать экономику и медленно ее спускать. Карантин в крайнем случае объявят.
Турцию стоит уважать как минимум за то что она действует в соответствие с тем что заявляет и ещё за то что в своих проектах эффективна при минимальных ресурсах. Выигрывает тот кто действует, а не тот кто ждёт труп на берегу реки.
Вообще, пример Турции нас постоянно приводит к двум выводам: плохому и хорошему.
Начнём с плохого. Глядя на кипучую турецкую активность, можно воочию убедиться как ленива, безынициативна и подчас просто труслива заметная часть российской бюрократии, даже те её лица, что отвечают за жизненно важные направления внешней политики.
И хороший. Если страна без ядерного оружия, постоянного места в СовБезе ООН, своей космической программы, крупных природных ресурсов и (пока ещё сохранившейся) научно-технической базы делает так много, то что же сможет сделать при должном руководстве страна, у которой всё выше перечисленное есть? И эта мысль даёт веру в будущее.
Идет большая дискуссия по состоянию экономики Турциии и ее перспективам развития. Не будучи страновым специалистом, могу выделить следующие ключевые особенности:
- Экономика Турции держится на импорте товаров, поэтому им нужна гарантия сбыта и расширение рынков.
- Большой процент (до 10%) относится к сфере туризма, что тоже довольно волатильный продукт.
- Высокий уровень инфляции вызван условным уровнем поддержки национальной валюты. Особых ресурсов удерживать курс лиры у Турции нет, поэтому ее сильно швыряет из стороны в сторону, не в последнюю очередь усилиями биржевых спекулянтов.
- Нельзя сказать, что это очень плохо. Крупным импортерам низкий курс очень выгоден для поддержания конкурентной цены и получения дополнительной прибыли при разнице курсов валют.
- Большое значение в экономике играют кредиты и инвестиции суннитских монархий, в первую очередь Катара, которые заменили во многом европейские банки. К слову, уровень торговли с США растет.
- Исходя из такой нестабильной экономики большое значение имеют колонии – внешние территории, где можно безнаказанно выкачивать ресурсы и монопольно забивать рынок своими товарами. Поэтому, все внешнеполитические агрессии Эрдогана имеют экономическую подоплёку.
- Большое значение в росте экономики в 10х годах сыграл государственный сектор, а именно ВПК, создание с нуля высокотехнологичных, наукоемких отраслей, создавших много рабочих мест и давших серьезный импульс другим отраслям. Как все помнят, одно рабочее место в судостроении дает пять в соседних отраслях, в авиастроении – от семи.
- Большое, если не ключевое значение сыграла дешевая энергия, в виде газа, который Эрдоган привел из Туркмении, Азербайджана и России. Это действительно, без дураков большое достижение, обеспечившее конкурентоспособность промышленности Турции.
- К серьезным минусам положения можно отнести довольно небольшие золотовалютные запасы и очень серьезную долговую нагрузку. Запас прочности экономики невелик, поэтому Эрдоган бросает все ресурсы и силы в ее непрерывное развитие. Это как велосипед, замедлишь темп – сразу же завалишься на бок.
- Сейчас Эрдоган выступает заложником собственного успеха, экономического чуда, которое он создал в 10е годы инструментами, описанными выше. Экономика, заточенная на госзаказ и экспансию, рухнет, если остановится экстенсивное развитие. Рано или поздно количественный рост должен дать качественный, и в ряде случаев, например в сфере беспилотников мы это видим. На очереди – судостроение, ракетная отрасль, космос. Посмотрим, как будет дальше.
В целом, Турция, ее экономика и политика, включая идеи национального имперского реванша, ставку на национализм очень напоминает историю германского Рейха и ее лидера Адольфа Гитлера, который также постоянно играл на повышение ставок в политике, ставил на экспансионистскую политику и постоянный поиск внешних рынков и дешевых ресурсов.
Такие режимы довольно устойчивы, в силу агрессивной идеологии, но требуют постоянный экстенсивный рост, который неминуемо рождает конфликты интересов с другими странами. В нужный момент необходимо остановиться, обменять управляемое падение экономики на укрепление внутреннего положения, укрепление своей ниши на мировой арене. Или сгореть.
«Русский ориенталист», «Шпион, которому никто не пишет» и «Реконкиста»