С чего начинался Евромайдан, который в итоге привел к СВО (часть 4)
Часть 4. Творцы противостояния Юго-востока и запада Украины
Анекдот тех дней (диалог):
– Ющенко лучше, чем Янукович.
– Чем лучше?
– Чем Янукович.
Смеётесь? А между тем, этот анекдот основан на реальных событиях. Примерно на таком интеллектуальном уровне происходили диалоги с «прыхыльныкамы» оранжевого майдана. Не, ну находились особоодаренные студенты киевских ВУЗов, задвигавшие фразы типа «европейский вектор развития» и «демократические ценности» (до европейских оставалась ещё буквально пара майданов). Все попытки объяснить, куда, по итогу, им будет засунут этот вектор западными партнерами, натыкались на неотвратимо стекленеющий взгляд и безальтернативное объявление вас совком, в качестве сокрушительного контраргумента.
В одном «шумеры» и «понадусерцы» (термины взяты из фольклора наиновейшей украинской истории: шумерами себя объявили сами исторические объекты, а «Украина понад усэ» — это их воинственный клич, зовущий к поджиганию покрышек и захвату чужих авто на нужды АТО) безусловно, последовательны и постоянны: всё не как у людей (это тоже не оскорбление, так говорят в Одессе, а в Одессе, как вы понимаете, даром не говорят).
Поэтому, вопреки законам Вселенной, история в Украине началась как фарс, а закончилась полноценной трагедией. Как жаль, что этот апельсиновый фарс невозможно провернуть назад.
Многие детали фарса уже ускользают из моей памяти. Минут пять вспоминала, на каком из майданов некая принцесса блистала с хлебобулочным изделием на голове. Точно, на этом, оранжевом. На втором она уже была в коляске и “на лабутенахнах”. Но в 14-ом время, вырвавшейся из застенков кровавого тирана узницы, прошло, народ счёл новые аксессуары отстойными и выписал Юлю из вождей. А в 2004 она на коне, пардон, на броневичке, вместе с будущим гарантом конституции Витей Ющенко.
Третьим с ними соображал восстание Олег Тягныбок, который туповатым выражением лица был чрезвычайно близок к зародившемуся на майдане народу. Потом, правда, выяснилось, что народ как-то не так зародился, не той стороной вышел из лона революции (даже умудрился-таки выбрать себе Януковича в 2010, и это после всех покращень!), так что пришлось его срочно рожать обратно и повторять процедуру заново.
В общем, лидеры майдана являли собой три кита, на которых сидела Украина: Ющенко выражал стремление то ли подчиниться западу, то ли упасть оному на хвост; Тягнибок проповедовал национализм и насильственную украинизацию; а Юля, видимо, воплощала революционную пассионарность, зажженную от газовой трубы.
Поскольку Юля возглавляла к тому времени целую политическую партию Батькивщина (в просторечии, Матькивщина), то “юльки”, ее последователи, дольше всех проявляли вопиющую пассионарность, в то время как другие сторонники оранжевого майдана уже устали и свернулись в позу эмбриона. Проявив свойственную американским домохозяйкам 50-х хозяйственность и любовь к экономии, западные политтехнологи обрядили юльков в оставшиеся от Белого братства белые простыни, украсив их плямами от борща в форме галочки.
Не, ну а чо, столько материи даром валяется? Нынешней весной домовитые технологи ещё умудрились нашить из неё бельишка для перфомансов, которые устроили украинские гастролеры по городам и весям Европы.
В перфомансы входили ползание по старинной брусчатке (спасибо, хоть не стали ее по привычке выковыривать), валяние на полу в общественных местах в живописных позах, а также нечеловечески протяжные вопли, вызывающие в памяти крики самки чужого в период готовности к брачным играм (статую, изображающую оную, охваченную любовным томлением, исполнил талантливый болгарский тварец, то есть, творец тварей, а власти Софии даже умудрились выставить ее напоказ, людей хватило на 2 недели).
В общем, простыни пошли на трусы, а плямы от борща пришлись очень кстати, намекая на згвалтування. Это позже омбудсмен Денисова объяснила, что просто рассказывала свои сны, а в первые месяцы все очень переживали за попугая (птичку жалко).
Вот такая себе эволюция кружевных трусов, с которыми носились 8 лет назад цэевропейцы по майдану.
О, среди помаранчевых вождей (тоже хорошее мовное слово, напоминающее одновременно и диких команчей и запаморочення, то есть спутанность сознания) ещё был будущий бывший генпрокурор и самопровозглашенный политический терминатор Юрий Луценко, позывной «Югик», впоследствии прекрасно проявивший себя во время пьяного дебоша в аэропорту Франкфурта 2009 года. И не просто так был, а на минуточку, «полевым командиром» и …, по версии википедии, … главным оратором майдана…Что?…???…
Хотя…, учитывая помаранчевый контингент, из которого самыми образованными были футбольные фанаты, возможно, контингенту было достаточно, что Югика видно и слышно издалека.
Любят эти романтики квази- революций давать себе титулы прямо из комиксов. От терминатора у Юры была разве что грация. Смешнее оказался только Яценюк, объявивший себя правительством-камикадзе. Я-то в простоте душевной думала, что в конце карьеры камикадзе погибают славной смертью, а не съе… съезжают в другую страну с наворованным миллиардом. Но то такое… Я предупреждала же, что там не всё как у людей? То-то.
Мда. Вот они – лица первого майдана: крайне неприятный человек Ющенко, с признаками то ли отравления, то ли пробуждающейся любви к Бандере. Главный украинизатор Украины Олег Т. с лицом бессмысленным, но довольным (всегда). Юра Луценко уже заранее с таким лицом, как будто ему не генпрокурора дали, а лопатой. И женщина с косой. Та самая, которая потом пожелает обмотать Донбасс колючей проволокой.
Именно в те дни открыто обозначилось деление Украины на два региона с очень разными взглядами на страну и ее место в мире: промышленный Юго-Восток и аграрный Центро-Запад.
Что такое Юго-Восток? Его основа – промка, заводы, порты, шахты, технические вузы, техническая интеллигенция и работяги. Его менталитет более общинный, то самое пресловутое чувство локтя, что делает нас частью русского мира. Таких людей объединяет не столько идеология, сколько реальные цели и задачи. Это чувство, которое дало в 14-ом году Донбассу возможность противопоставить силу зарождавшемуся в Киеве нацистскому режиму.
А Центро-Запад имел менталитет скорее хуторской, индивидуалистичный, что, действительно, делало его более близким к европейскому (даже точнее, протестантскому). Идеал такого человека – возделывать свой собственный огородик и богатеть на зависть соседям.
То есть, житель Ю-В мыслит масштабами большими, чем его личный мирок – масштабами завода, города, даже страны. А поскольку для центрально-западного менталитета нет изначально объединяющей задачи, ею была призвана стать националистическая идеология. На самом примитивном уровне она эмоционально близка и понятна выходцам из сел: красивые народные песни, вышиванки и рушники как память о бабушке, веночки, деревенские обряды. Слегка политизировать все это – и основа для торта готова.
Беда в том, что такие милые сердцу вещицы ничего не говорят об интересах страны и государства, оставляя эти сложные материи на милость «умным и добрым» панам.
Но самое интересное, что это протистояние уже в те годы искусственно нагнеталось и педалировалось. Для чего? Эта тема заслуживает отдельного разговора.
Далі буде…
Ульяна,
телеграм-канал «Смыслы» — для тех, кто мыслит