Развитие теневого китайского бизнеса в России
«Китайская строительная компания строит электростанцию на Чукотке. Для строительства планируется задействовать 5000 рабочих, для них строят современные и комфортные общежития уровня гостиницы. Угадайте национальность всех 5000 рабочих без исключения? (ее точно можно называть, они же рабочие, а не преступники) Правильно – китайцы! При том, что русские и россияне в целом были бы качественнее и дешевле, чем завоз китайцев».
Точно такая же картина наблюдается и в других областях. Приток в Россию низкоквалифицированного контингента трудовых кадров из КНР есть не столько причина, сколько следствие формирования теневого сектора и распространения коррупции в нашей стране.
Здесь очень хочется привести в качестве примера самое быстро растущее с 2014 года до пандемии направление сотрудничества России и Китая – «китайский туристический бум»
Развитие этого сектора приносило ощутимую пользу бюджету: в среднем каждый китайский турист тратил в России около 500$. Всего же только в январе–марте 2019 г. китайские туристы «оставили» в нашей стране около 264 млн долл., что, согласно оценкам экспертов, составляет лишь 40% от реальной суммы. Но где же остальные 60%?
Чтобы лучше понять картину, рассмотрим как устроен процесс организации китайских турпотоков в РФ. Китайские компании, желающие ввезти группу туристов, но обслуживать их здесь без участия российского бизнеса, с помощью нелегальных китайских предпринимателей, связываются с аккредитованным партнером в России, который оформляет туристов по безвизовому списку, получает за это небольшое вознаграждение и больше ничего не делает.
Далее китайские группы сопровождаются исключительно китайскими нелегальными гидами-студентами местных вузов, питаются в четко определенных местах китайского общепита (часто закрытых для рос граждан и существующих нелегально без соблюдения санитарных норм), останавливаются в четко обозначенных гостиницах. Их водят по музеям и подпольным магазинам сувениров и ювелирных изделий, при этом все продается соотечественникам по завышенным ценам.
Из-за за широкого распространения теневого сегмента почти вся получаемая от поездок граждан КНР в нашу страну прибыль выводится за ее пределы без уплаты каких-либо налогов и сборов (путем незаконных финансовых операций, к примеру, через московский рынок «Садовод»).
Китайский нелегальный турбизнес имеет общие корни с «Черкизоном» в Москве, «черными лесорубами» в Иркутской области, нелегальной добычей и торговлей воднобиологическими ресурсами и прочим нелегальным бизнесом в Приморском крае. Вся эта деятельность осуществляется с нарушением российского законодательства и наносит вред экономике. Вопрос выходит далеко за пределы бизнес-интересов, он касается национальной безопасности.
Получается, что при полном отсутствии влияния РФ в КНР, Китай представлен в России очень широко, главным образом в деструктивном ключе.
Здесь я имею в первую очередь хищническое разграбление нашей природы, вывоз леса, морепродуктов на Д.Востоке в каких-то гигантских масштабах. В регионе уже более 10 лет действует множество нелегальных населенных пунктов, где русских вообще нет.
Это результат сложившейся системы организованной преступности, где участвуют региональные власти, силовики, бандиты и китайцы. Об этом годами докладывает местное ФСБ и Погранслужба.
Не последнее место здесь занимает контрабанда товаров, идущая из Китая. И здесь лоббисткий потенциал участников сложно переоценить. В свое время дело «Трех Китов» было доведено до конца только при личном участии президента.
В отношении Санкт-Петербурга логика и мотив китайцев очевидна – это порт, стратегический объект, чью ценность для России сложно переоценить.
Здесь Китаю важно иметь свою инфраструктуру для контроля глобальных транзитных маршрутов и использования нелегальных каналов контрабанды, которые идут (и приходят) в Питер со всего света. И в очередной раз этот праздник происходит за наш счет.
Я считаю, что присутствие Китая в России и под жестким контролем. Не потому, что они плохие, а из-за варварского стиля ведения бизнеса.
В середине 2000х китайцы заходили в Поволжье со своими проектами сельскохозяйственной концессии, знаю как минимум два проекта в Самарской и Саратовской областях.
И уж какие местные руководители отбитые, но даже они увидели исходящую опасность. За два -три года земля пришла в полную негодность, отравленная разрушительными химическими удобрениями, опасными для здоровья человека, которые китайцы завезли нелегально.
До сих пор неясно, что и зачем они там использовали. Китайцы как саранча выжгли чернозёмные земли, вывезя все, даже грунт. Подобных случаев по России было множество.
Китай, действует в России давно, скрыто и последовательно создавая свою многоуровневую инфрастуктуру влияния, начиная от откровенно криминальных проектов вывоза ресурсов, контрабанды, заканчивая политическими и экономическими проектами верхнего уровня.
Ещё нигде у нас не получалось партнёрских отношений, за показными смирением китайцев стоит хищнический, агрессивный курс на поглощение.
Так, мы фактически отдали Китаю проект широкофюзеляжного пассажирского самолета, который КНР использовал как пылесос для выкачивания технологий.
Этим же закончится проект создания тяжёлого вертолета, если мы не изменим свой стиль ведения дел с китайцами.
Все, что делают китайцы на территории России, подчиняется единой воле и целям, исходящим из Пекина. Эти люди играют вдолгую, по типу игры в Го (или Вейцы, по-китайски), расставляя камни влияния в ключевые узлы и точки.
За 20 лет, Китай создал свою коррупционную систему, имеющую своих представителей практически на каждом этаже российского общества и власти. Участием в незаконном вывозе ресурсов, контрабандой и прочими выгодными проектами китайцы привязали к себе множество региональных элит, силовиков, представителей федеральной власти которые напрввляют свое влияние в Москву.
Вкладывая свои инвестиции, конструируя свое влияние, находясь в тени, действуя подчеркнуто смиренно Китай традиционно выглядит как безобидный, немножко странный сосед.
Но за этапом укрепления и защиты своих позиций, опять же в логике восточной стратегии Выйцы, приходит наступление. Какова логика интересов и целей китайцев на следующем этапе в России – вопрос открытый.