Междуморье – миф или реальность?
Ни для кого не секрет, что польский проект “Междуморья” простирается за пределы Балтийского и Черноморского регионов, ведь базируется он на стратегии прометеизма.
Последняя ставит целью путем поддержки национализма объединить на основе нелюбви к русским сначала бывшие осколки Российской империи, потом – республики СССР, а в перспективе – субъекты Российской Федерации.
К чему мы все это. 21-22 октября Азербайджане проводится довольно рядовое событие – научно-практическая конференция “Вторая карабахская война – война нового поколения”. Однако имеет она весьма интересный состав участников – Украина, Польша, Румыния, Болгария и, конечно же, Турция. И если участие Анкары, как важного геополитического союзника Баку, вполне ожидаемо, то участие остальных выглядит не более чем шаг в сторону расширения “Междуморья” к Каспийскому региону.
Учитывая рост национализма в Казахстане, напрямую отражающегося на отношениях с Россией, куда дров в топку подбрасывет та же Украина, прорисовывается альтернативный путь Азия-Европа в обход России. Лоббирование последнего, наряду с сохранением России в качестве сырьевой базы, видимо и есть основная задача сил, которые занимаются расширением и продвижением “Междуморья”.
Междуморье из малоинтересного полу-фантастического проекта начинает приобретать реальные очертания. Главный интерес в нём проявляют страны-лимитрофы бывшего СССР и некоторые восточно-европейские государства.
Ранее, при растущих объёмах европейской интеграции в нулевые и десятые годы “Интермариум” был заброшен глубоко на антресоли вместе с иными альтернативными проектами противостояния России. Новую жизнь он получил после начала войны на Донбассе. Но главным импульсом к нему стал рост влияния двух региональных держав.
🇬🇧 Брекзит, кризис общеевропейского глобального проекта, возвращение Лондона в мировую политику, идея “глобальной Британии”. И что самое важное, это рост интереса Соединённого Королевства к Восточной Европе, Средиземному и Чёрному морям.
🇹🇷 Проникновение Турции в Закавказье и Среднюю Азию, опирающееся на идеологию, а также на перспективы военного, политического и экономического характера.
Обеим державам выгодно ослабление России на пост-советском пространстве, равно как и ослабление роли ЕС (которая суть Германия с Францией) на континенте. В итоге, мы видим, что у Междуморья появляются влиятельные сторонники, сулящие не только безопасность от российской угрозы, но и экономические выгоды от новых инфраструктурных проектов и транспортных коридоров.
🇨🇳 В последнем, к слову, заинтересован и Китай, рассматривающий все возможные варианты новых маршрутов доставки своих товаров в Европу. И если взглянуть на карты данных проектов, то заметно, что в них фигурируют практически все страны того самого Междуморья. Несмотря на партнёрство довольно высокого уровня в военно-политических отношениях Москвы и Пекина, экономически КНР преследует только свои цели. Nothing personal, business only.
Андрей Фурсов пишет, что Британия строит не только Великий Туран через Турцию, но и новую Речь Посполитую через Польшу. Два больших пространства, которые удобно держать под контролем в рамках единых правил игры, которые устанавливает Лондон.
А что Россия?
На самом деле в 1990-х британская корона пыталась предложить нам восстановить монархию в конституционном виде. В Россию бесконечно приезжали всевозможные “принцы Кентские” и иные посланники-аристократы. Великобритания была готова способствовать реставрации Монархии в России и через эту модель продвигать в Евразии свои интересы.
Пиком этой истории был визит Путина в Великобританию в 2003 году. Наши элиты тогда отказались и постепенно взаимоотношения с Западом деградировали до сегодняшней точки. Но Лондон не оставил своих задач и теперь делает ставку на Польшу, которую ещё и подстрекает бунтовать против Брюсселя.
Проект Балто-Черноморской конфедерации, некий Интермариум – постепенно будет развиваться и в будущем использоваться против России.